Дополнительно
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Опросы
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика
    Rambler's Top100
    На сайте всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Пятница, 17 Мая 2024, 14:34ГлавнаяРегистрацияВход
    Работа с фото и видео
    Приветствую Вас Гость | RSS

    История создания фотографии.

     

    Итак начнём наш не очень короткий рассказ и попытаемся проникнуть в сердце древних времён, когда уже тогда люди пытались передавать информацию следующим поколениям. Итак, всё по порядку.

    Человечество с древних времен передает информацию от поколения к поколению. Еще в доисторические времена у человека появилась потребность изображать внешний мир, особенно животных, с которыми он сталкивался в своей повседневной жизни. Об этом свидетельствуют многочисленные наскальные рисунки. Со временем из этой потребности родилось изобразительное искусство, отражающее действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах.

     

    null

    (наскальный рисунок. этому рисунку более 15 тысяч лет)

     

    Сама же мысль о «светописном изображении» появилась значительно позже, а созданию фотографии (от греческих слов: фото - свет, граф - рисую или пишу) предшествовали открытия многих поколений ученых, изобретателей и любителей.

    Да, конечно же, можно себе представить тот факт, что если люди смогли построить те же самые пирамиды, то возможно и умели уже тогда делать подобие современной фотографии. Но это лишь "мысли в слух", не имеющие никаких научных доказательств на данный момент. Но кто знает, что ещё выкопают археологи в будущем?

    Ещё в 350 году до н.э. древнегреческий философ Аристотель описал одно интересное явление: окно комнаты закрыто ставней. Луч света, проходящий через отверстие ставни, рисует на стене комнаты отображения предметов, расположенных перед окном. Чем дальше находится стена от окна, тем крупнее масштаб изображения предметов на ней.

    Многими исследователями и художниками был замечен эффект "рисующего света". Он использовался в опытах по рисованию. Позднее данный принцип лег в основу создания модели комнаты с закрытым окном (темной комнаты), которую потом назвали  «камерой-обскуры».

    Некоторые художники применяли для моментальных эскизных набросков к своим будущим произведениям эффект "рисующего света". Известный итальянский художник и ученый Леонардо да Винчи неоднократно применял его в своей работе. Он описал, как отраженные от предметов лучи, проходя через маленькое отверстие в стене, образуют перевернутое изображение.

     

    null

    (камера-обскуры)

     

    Однако до фотографии было еще далеко. К тому же эффект "рисующего света" становится в определенной степени конкурентом художников и ревниво встречен ими. Но никакие препятствия не останавливают приверженцев нового метода. Идут поиски светочувствительных материалов, ведутся эксперименты по выявлению действия света на различные химические вещества.

    В 1604 году немецкий астроном Иоганн Кеплер установил математические законы отражения света в зеркалах, которые в последствии залегли в основу теории линз, по которым другой итальянский физик Галилео Галилей создал первый телескоп для наблюдения за небесными телами. Принцип преломления лучей был установлен, оставалось только научиться сохранять полученные изображения на отпечатках еще не раскрытым химическим путем.

    Явление светочувствительности стало известно еще в древности, когда обратили внимание на выцветание окрашенных тканей, но тогда его еще не связывали с действием света.

    В 1694 году В. Гомберг приписал действию света почернение поверхности кости, обработанной раствором серебра в азотной кислоте.

    В 1725 году молодой русский химик-любитель, а впоследствии известный дипломат А. П. Бестужев-Рюмин, занимаясь составлением из жидкостей лечебных смесей, обнаружил, что растворы солей железа под воздействием солнечного света изменяют свой цвет.

    В 1727 году светочувствительность хлористого серебра наблюдал Шульце. Он не только подтвердил явление светочувствительности, но и впервые показал возможность светописи: Он прикладывал к плоской стенке сосуда, в котором находилась взвесь мела в растворе азотной кислоты, содержащей следы серебра, трафарет с вырезанными буквами и словами и наблюдал после экспонирования на меловом осадке отпечатки трафарета.

    Отсюда видно, что были предприняты многие попытки тогдашней алхимии в области светового воздействия на разные химические вещества. Правда по тем временам сама алхимия мало чего ещё знала и поэтому этот процесс длился столь медленно. Но вот если подумать, что если бы "умы" того времени обратили внимание на такой всем известный процесс нашей природы, как фотосинтез, то кто знает, как бы смогла повернуться история фотографии в общем. Хотя возможно, что тогда об этом знали, просто не осталось никаких упоминаний и следов, ведь если сделать фотографию по принципу той, что находиться в Государственном Биологическом музее им. К.А. Тимирязева в виде фотографии самого Тимерязева, выполненной на листе дерева с помощью фотозинтеза и законсервированного в прозрачный сосуд, чтобы не разлагался, то вряд ли бы она смогла сохраниться в течении многих столетий до нашего времени - она просто бы разложилась естественным путём.

    Важным этапом в изобретении фотографии явилось умелое сочетание светочувствительной среды с камерой-обскурой. Предвестником появления фотографии послужили опыты англичан Г. Деви и Т. Уэджвуда.

    В 1802 году Т. Уэджвуду удается получить изображение на слое нитрата серебра. Однако закрепить (т.е. удержать) его не было возможности. Кроме того, Т. Уэджвуд экспериментировал на бумаге и коже, покрытых нитратом серебра, с целью получения рисунков при помощи света.

    Уверенно можно сказать, что изобретение фотографии связано с именами Луи Жака Дагерра и Вильяма Генри Фокса Талбота, при этом необходимо отметить то, что их работам предшествовали опыты Жозефа Нисефора Ньепса. Несмотря на то, что гелиографические опыты Ньепса, по существу, относятся к полиграфии, они тем не менее оказали громадное ориентирующее влияние на работу последователей.

    В 1822 году был разработан способ гелиографии (т.е. солнцеписи). В лавандовом масле растворялся асфальт, и полученный раствор наносился тонким слоем на металлическую пластинку. Затем предварительно подготовленный полупрозрачный рисунок накладывался на слой раствора и на продолжительное время оставлялся на свету. В результате химической реакции в освещенных участках асфальт «задубливался». На следующем этапе экспериментальная металлическая пластинка опускалась в емкость с лавандовым маслом. Масло вымывало незадубившиеся участки асфальта в соответствии с рисунком, а на пластинке оставалось рельефное изображение непрозрачных участков рисунка. С помощью полученного клише появилась возможность размножать изображение типографским способом.

    В 1826 году Ж. Ньепс закрепил «солнечный рисунок» из окна своей мастерской. С помощью камеры-обскуры он сделал первый в мире фотографический снимок.

     

    null

    (Первый в мире снимок, сделанный камерой-обскуры Нисефора Ньепса).

     

    С исторической точки зрения, продолжением трудов Ньепса считают работы Дагерра, хотя, хронологически, они совпадали. Однако, установив контакт с Ньепсом, Дагерр шел своим путем.

    Дагерр впервые в мире получил снимок со сравнительно высоким качеством изображения. Он снял довольно сложный натюрморт, составленный из произведений живописи и скульптуры.

     

    null

    (Снимок Дагерра).

     

    Следующий за дагерротипией этап развития фотографии - появление калотипии. В 1835 году английский физик Уильям Тальбот зафиксировал солнечный луч, впервые применив бумагу, пропитанную хлористым серебром. В дагерротипии получалось позитивное зеркальное изображение без возможности получения копий, в калотипии - негатив, с которого изготавливалось любое количество отпечатков, т. е. фотографии можно было тиражировать. На своей первой фотографии Тальбот запечатлел собственное окно, на котором четко просматривается оконная решетка. В будущем он написал доклад, где называл художественное фото миром прекрасного. Таким образом, он заложил будущий принцип печати фотографии в историю фотографии.

     

    null

    (Снимок Уильяма Тальбота).

     

    19 августа 1839 года на объединенном собрании Парижской Академии наук и Академии художеств было сделано сообщение о способе получения изображения механическим путем. Этот способ получил название дагерротипии по имени его создателя - французского художника Луи Дагерра. Заключался этот способ фотографии в том, что посеребренная пластинка помещалась в ящик над сосудом с металлическим йодом. В процессе испарения йод, взаимодействуя с серебром, образовывал на пластинке йодистое серебро, в результате чего пластинка становилась светочувствительной. На такую пластинку, помещенную в кассету камеры-обскуры, в течение нескольких минут воздействовали лучами света, отраженными от ярко освещенных предметов. Однако полученное на пластинке изображение было "вялым", едва заметным. С целью его усиления (проявления) пластинку держали над нагретой ртутью, пары которой оседали на эту пластинку. Для закрепления изображения, т. е. для удаления с неэкспонированных участков изображения остатков йодистого серебра, использовался раствор поваренной соли, в дальнейшем - тиосульфат натрия (гипосульфит). На дагерротипе при определенном угле наклона было видно позитивное изображение предметов. Дагерротип был всегда в одном экземпляре, что являлось одним из основных недостатков данного способа получения фотографических изображений.

    Однако дагерротипия, несмотря на трудоемкость и высокую стоимость, получила широкое применение. В США она распространялась с такой же быстротой, с какой газеты успевали сообщать об этом изобретении.

    Уже в 1840 году Русский фотограф и изобретатель А.Ф. Греков провел исследования по улучшению качества и удешевлению фотоснимков.

    Следующей ступенью, предшествовавшей коллодионному процессу, было получение негативов на стекле, разработанное Ньепсом де Сен-Виктором, назвавшим свой способ ньепсотипией. При таком способе применяли яичный белок с растворенным в нем йодистым калием; после высушивания слоя, политого на стеклянную пластинку, его погружали в раствор азотнокислого серебра и снова высушивали; после экспонирования проявляли в растворе галловой кислоты или пирогаллола. Благодаря использованию коллодионного процесса возросло значение негативно-позитивного принципа и расширилась область его применения. Заслуга открытия этого процесса полностью принадлежит Скотту Арчеру, английскому скульптору.

    Для приготовления светочувствительного слоя в спирто-эфирной смеси коллодия растворяют йодистые (иногда вместе с бромистыми) соли, причем разработаны смеси для разных видов применения данного способа (растровая съемка и автотипия). Хорошо очищенные стеклянные пластинки поливают полученным раствором. После застуденения слой сенсибилизируют в растворе азотнокислого серебра и экспонируют в мокром состоянии (это делается сразу за последней операцией). Высушивать нельзя, иначе не предотвратить кристаллизацию растворимых солей. Это, естественно, создавало практические неудобства, что заставило искать пути для сохранения влажности слоя продолжительное время.

    Предлагались разные способы усовершенствования процесса. Так, Топено предложил способ сухих белково-коллодионных слоев, а позднее Рассел предложил другое видоизменение мокроколлодионного процесса с применением таннина: мокрый слой обрабатывают в растворе таннина и высушивают. Этот танниноколлодионный способ имел много сторонников, так как позволял широко применять его в ландшафтной фотографии.

    Описанные две попытки сделать слои сухими надо считать переходной стадией к постоянному применению сухих слоев,- они побудили изобретательскую мысль активнее работать в этом направлении, причем было обращено внимание на использование желатины. Открытие бромосеребряных желатиновых фотоматериалов приписывают английскому врачу Меддоксу. Он в 1871 году опубликовал заметку о своих опытах с бромосеребряными желатиновыми эмульсиями. Но безукоризненный метод, который позволил изготовлять такие фотоматериалы в промышленных условиях, был создан только в 1880 году. В создании и отработке принимали участие много изобретателей и ученых.

    Введение этого метода ознаменовало новый этап в развитии фотографии. Если раньше светочувствительный слой готовили сами фотографы перед съемкой, то, с появлением сухих стойких фотоматериалов, изготовление светочувствительных слоев стали осуществлять промышленным способом. На долю фотографов оставались только съемка и обработка готовых фотослоев.

    С созданием химико-фотографической промышленности и расширением ассортимента фотоматериалов стало развиваться и оптико-механическое производство специализированной фотоаппаратуры.

    Также стоит отметить, что русские ученые тоже внесли немалый вклад в развитие фотографии.

    В 1747 году Л. Эйлер разработал принципы изготовления ахроматической оптики.

    В 1840 году А.Ф. Греков усовершенствовал метод дагерротипии.

    В 1842-1851 годах С.Л. Левицкий основал фотоотдел Русского технического общества и впервые применил фотографическую ретушь и электрическое освещение в фотографии.

    В 1854 году И.Ф. Александровский изобрел стереофотоаппарат.

    В 1879 году Д.П. Езучевский изобрел многокадровую стереоскопическую фотокамеру с моментальным затвором и первый портативный фотоаппарат в 1880 году.

    В 1880 году И.В. Болдырев использовал вместо стекла гибкую смоловидную пленочную основу.

    В 1870-1880 годах Л.В. Варнерке изобрел первый в мире катушечный фотоаппарат, сенситометр.

    В 1882 году С.А. Юрковский – изобрёл моментальный шторно-щелевой затвор.

    Хочется также отметить, что стремление получать цветное изображение фотографическим путем всегда сопровождало развитие черно-белых процессов. Имена таких известных ученых, как Ньепс де Сен-Виктор и Луи Дюког дю Орон, навсегда вошли в историю благодаря их разработкам в этой области.

    В процессе развития различных методов получения цветного фотоизображения появились многослойные фотоматериалы, в которых три эмульсионных слоя разной спектральной светочувствительности поливали друг на друга. В них (один из вариантов) принято следующее расположение слоев: верхний - синечувствительный, средний - зеленочувствительный, нижний - красночувствительный. Эти слои фиксируют основные цвета, а путем специального цветного проявления в них синтезируются красители дополнительных цветов, т. е. желтый - в верхнем эмульсионном слое, пурпурный - в среднем и голубой - в нижнем.

    Для образования красителей в эмульсионные слои при синтезе эмульсий вводят особые соединения - недиффундирующие компоненты, которые, реагируя с продуктами окисления особого проявляющего вещества, выделяют соответствующие красители.

    Описанный процесс, создающий цветной негатив, т. е. изображение в дополнительных цветах, составляет первую стадию так называемого негативно-позитивного варианта. На второй стадии получается позитивное многоцветное изображение путем печати на позитивную многослойную пленку аналогичного строения, но с эмульсионными слоями меньшей светочувствительности и большего контраста.

    Кроме негативно-позитивного разработан прямопозитивный вариант, основанный на методе обращения; он применяется при изготовлении слайдов - цветных диапозитивов для лекционных и любительских целей.

    Хотя идея суммирования трех частичных монохромных изображений была высказана еще Дюко дю Ороном, соединить частичные слои в единую трехслойную систему позволило только применение цветного проявления, которое предложил Гомолка в 1907 году, и только еще десятилетия спустя были разработаны цветофотографические многослойные фото-киноматериалы: "Кодахром" (1935 год) и "Агфаколор" (1937 год). Широкое промышленное применение началось несколько раньше, когда фирма "Агфа" ввела первый негативно-позитивный цветной процесс.

    Дальнейшее развитие процесса на многослойных пленках характеризуется постоянным улучшением качества цветопередачи и повышением светочувствительности негативных материалов. Специфика данного процесса состоит в том, что изображения строятся из красителей, тогда как серебро теоретически полностью возвращается в обрабатывающие ванны и может быть после регенерации использовано вновь. Это обстоятельство очень важно, так как серебро становится все более дефицитным. Соответственно и многослойные фото-киноматериалы получают все большее значение и распространение. Выпускаются цветные пленки: негативные - отдельно для съемки при дневном и искусственном освещении; позитивные разных типов; обращаемые для дневного освещения и ламп накаливания и цветные фотобумаги разного назначения. Уместно подчеркнуть, что развитие этого направления фотографии достигло больших успехов благодаря усовершенствованию эмульсионно-технологических процессов, особенно техники полива,- современные цветные материалы имеют общее число слоев до 8 - 10 с суммарной толщиной 0,02 - 0,05 мм и толщиной отдельных составляющих слоев 0,001- 0,005 мм.

    Ну вот и всё. Пожалуй на этой ноте и остановимся в вопросе, касающемся истории создания фотографии. А дальше нас ждёт история создания кино с возможностью просмотра первого старинного кино.


    назад                                               главное меню                                                 вперёд


    Copyright MyCorp © 2024