Не все фотографы любители имеют возможность приобрести дорогое студийное осветительное оборудование и пытаются производить фотосъемки при свете бытовых светильников или галогенных прожекторов. Преимуществом ламп накаливания перед фотовспышкой является, то что фотограф видит светотеневой рисунок, получающийся на объекте. Недостатком, то что для хорошего освещения объекта требуется большая мощность ламп накаливания и достаточно сложно сохранить цветовой баланс и в светах и тенях. Следует также учитывать, что при применении ламп накаливания придется иметь дело с достаточно длительными выдержками. Так например при освещении объекта двумя прожекторами с мощностью 500 вт каждый и применении конверсионного фильтра, а также отражателей для рассеивания света, для пленки 100 ед. выдержка будет составлять 1/4-1сек. Самый простой и дешевый способ съемки с лампами накаливания -это приобрести три галогенных прожектора для уличного освещения с лампами по 500 вт. При этом, один из них используется, как источник рисующего света, создающий тени. Его необходимо располагать чуть выше и сбоку от объекта съемки. Желательно, сделать стекло этого прожектора матовым, чтобы тени были не очень резкими. Одним из простых способов матирования является нанесение на стекло тонкого слоя канцелярского клея и высыхание его при включенном прожекторе. Не следует наносить толстый слой клея, так как стекло может при нагреве лопнуть. Второй прожектор устанавливается непосредственно перед объектом, но свет направляется в обратную сторону на отражатель - зонт или лист белой бумаги, чтобы получить рассеяный заполняющий тени свет. Третий прожектор устанавливается за спиной снимаемого и направляется на фон. При съемке на пленку сбалансированную для дневного света желательно применять конверсионные синие фильтры типа 80А или 80В. Если фильтров нет, то можно попробовать произвести съемку без них, с последующей цветокоррекцией при печати. Однако никакая цветокоррекция не восстановит правильный цветовой баланс. На фото внизу приведен пример съемки без конверсионного фильтра.
На этой фотографии хорошо виден разбаланс цветов, особенно в тенях. Кажущийся равномерно освещенным серый фон на снимке получается разноцветным. Цветовые искажения можно уменьшить, если попытаться создать на снимке равномерное бестеневое освещение. На снимке внизу показан пример съемки в тех же условиях с применением фильтра 80B.
В этом случае цветовой баланс более или менее нормальный, хотя не совсем хватает синего цвета. Серый фон остается серым без ярко выраженных цветовых перепадов. Следует заметить, что сзади объекта был повешен темно серый фон, но за счет того, что он освещался близко расположенным прожектором, находящимся сзади объекта и его освещенность была на несколько ступеней выше освещения лица, в итоге получился светлый фон без деталей.
При фотосъемке следует избегать смешивания света от источников света, имеющих различную цветовую температуру, например света от окна и света ламп накаливания, так как результат может быть непредсказуемым. Особенно следует избегать света люминисцентных ламп, придающих изображению зеленоватый оттенок. Однако в некоторых случаях добавлять другой источник света можно для получения дополнительных эффектов. Например на снимке внизу пятно света от прожектора на фоне придает изображению теплый оттенок и не ухудшает результат ( свет был направлен на фон, а не на модель).
При работе с галогенными прожекторами особое внимание следует уделить тому, чтобы рядом с ними не находились легко воспламеняющиеся предметы, так как прожектора очень сильно нагреваются.
|